On-Line Music Studio

6 Январь 2010

Профессиональная работа с реверберацией

Filed under: Статьи — Метки: , , — admin @ 15:51

Как звукорежиссеры используют один из самых важных эффектов

Реверберация и задержка (delay) – основные эффекты, используемые звукорежиссером при сведении микса. Начинающий продюсер всегда сталкивается с огромным количеством вопросов по их правильному применению:

  • Сколько различных эффектов можно и нужно использовать?
  • Какой пространственный эффект лучше подходит для этого трека?
  • Как выбрать подходящие уровни реверберации? Говоря простым языком, ревер и дилэй воссоздают звуковые особенности какой-либо реальной акустической среды. Они делают это генерируя “эхо”, либо моделируя более сложные “картины” звуковых отражений. Но партии инструментов в современных аранжировках практически не имеют реального пространства и места. У синтезаторных и сэмплированных звуков часто вообще нет чувства акустического реализма, а многие живые инструменты записываются очень близкими микрофонами, в заглушенных помещениях, чтобы звук был максимально “сухой”. Поэтому, главная цель реверберации и задержки – это связать воедино треки, у которых изначально не было никакой врожденной (акустической) связи. Пространственные эффекты придают им некоторые общие акустические характеристики. Естественно, есть и более творческое применение этих эффектов, но это, в большинстве случаев, лишь спецэффект “для украшения”

    Эффекты в посылах и баланс микса

    Реверберация и задержка обычно используются как SEND EFFECT (эффекты посыла) независимо от того, аппаратными или программными средствами вы пользуетесь. Лучше настраивать ваши FX-процессоры так, чтобы один и тот же эффект мог быть применен одновременно к множеству различных дорожек. Это лучше “свяжет” ваш микс, ведь для разных треков вы сможете использовать единый способ создания акустического пространства.

    Прежде всего, нужно соединить IN и OUT ревербератора со специальными каналами микшера. Вспомогательные каналы (шины) микшера обозначаются как AUX. Они нужны для “мониторных” субмиксов и “обработок” эффектами. SEND-канал (посыл) отправляет сигнал на процессор, RETURN (возврат) – принимает обработанный сигнал. В качестве возврата можно использовать и обычную входную линейку пульта, в этом случае вы еще и получаете возможность эквализации возвращенных эффектов, но об этом позже. При помощи регуляторов, соответствующих номеру AUX’а вы настраиваете уровень посыла сигналов на эффект-процессор, подключенный к нему. Их может быть 3, 4 и более. Изменяя уровни AUX-SEND вы определяете, сколько эффекта будет подмешано к каждому треку.

    midiverb 2Рекомендую сразу-же убедиться, что с процессоров возвращается лишь обработанный сигнал, а не его смесь с исходным. У некоторых устройств имеются отдельные регуляторы для настройки уровней исходного (DRY) и обработанного (WET) сигналов. Либо бывает одна “крутилка”, регулирующая их баланс (MIX или DRY/WET). В любом случае, уровень обработанного сигнала должен быть 100%, а исходного – 0. Иначе, при изменении уровня посыла на эффект будет изменяться и общая громкость трека.

    Во-вторых, удостоверьтесь, что посыл на эффект взят после канального фейдера (“пост-фейдерное” включение). Это нужно для того, чтобы при изменении громкости канала изменялся и уровень посыла на эффекты. Если же вы включите посыл до канального фейдера, то когда вы уберете фейдер до нуля – реверберация с этого трека все еще будет слышна. Это не запрет, но другого применения пре-фейдерного подключения, кроме как для таких спец-эффектов, я не вижу.

    Проблема выбора “правильного” пресета

    Естественно, начинающему звукорежиссеру не обязательно углубляться в программирование собственных реверберационных FX. Лучше начинать работу с использования готового пресета, однако, крайне желательно знать и понимать, что же он делает в действительности. Обратите внимание на три фазы реверберации: начальная задержка (или пре-задержка), ранние отражения и плотные поздние отражения, формирующие реверберационный “хвост”. Помните, что высокие частоты имеют тенденцию затухать раньше, чем более низкие.

    Не обращая внимания на названия пресетов, просто представьте себе то место, где будет существовать ваш микс. Изображение реальной окружающей среды может помочь вам сосредоточиться (однако, это не поможет, если вы хотите нарулить более “потусторонний звук”). Если вы изначально выберите неправильный тип реверберации, в процессе сведения вам будет трудно разобраться, что же не так с миксом. Для меня вполне нормально попробовать несколько десятков пресетов, прежде чем я инстинктивно почувствую, что нашел то, что нужно. Очень важно не торопить этот процесс.

    Опасайтесь любого процессора, производящего “металлический” призвук. Особенно при обработке таких “шумных” треков, как барабаны. Проблема металлических резонансов в том, что когда реверберация будет на том уровне, когда она делает свою работу, обертоны станут черезчур слышимыми, (неприятно окрашивая микс в целом) заставляя эффект казаться слишком навязчивым. Ревер с ярко выраженным “резонансным” звуком часто используется в миксе, но именно как спец-эффект.

    Другой основной принцип при поиске реверберации, способной склеить ваш микс, то с какой аккуратностью она обращается с “краями” звукового диапазона. Высокие частоты делают реверберацию слишком заметной, а низкие – снижают разборчивость и удар в басах микса.

    Тонкая подстройка реверберации

    Очень хороший прием – регулировка тональности реверберации. В некоторые процессоры уже встроены собственные эквалайзеры (или фильтры), но никто ведь не запрещает подключать отдельные эквалайзеры или, как упоминалось выше, воспользоваться эквалайзерами пульта. Это дает гораздо больше гибкости для формирования тона. Очень часто на реверберации нужно срезать низкие частоты (от 100–300Гц). Это позволяет избежать “бубнения”, грязи и размывания низкочастотного фундамента (мяса) бочки и баса. Срез высоких частот (low pass или полочным фильтром) делает реверберацию более отдаленной, т.е. необходим, когда нужно “отдалить” инструмент от слушателя.

    tuning

    Фабричным пресетам (практически всегда) не помешает дополнительная настройка. Самая главное – это соблюсти баланс между длиной реверберации и ее уровнем во всех треках микса. Почти все процессоры-ревербераторы имеют регулировку длины реверберации (Decay Time или Reverb Time). Манипулируя настройками длины ревербераци и уровнем возврата эффекта, необходимо найти наилучший баланс между этими двумя параметрами, в соответствии с темпом, настроением композиции и собственной “продюсерской” концепцией произведения.

    Пре-задержка реверберации

    Еще один очень важный параметр – это пре-задержка. Она приостанавливает эффект (начало реверберационных отражений) на указанное время. Суть её эмуляции в том, что звук в реальном помещении не сразу же отражается от стен, а ему нужно некоторое время (хотя бы несколько мили-секунд), чтобы “долететь” до стены (или иного препятствия), отразиться от него и вернуться к слушателю. Т.е. чем меньше пре-задержка (чем раньше появляется ревер) тем ближе к слушателю (или границам помещения) находится источник звука. Однако, полное отсутствие пре-задержки может искуственно отдалить источник от слушателя, из-за того, что слух воспримет отраженный звук одновременно с “прямым” (сухим).

    Мгновенное начало реверберации может влиять на ясность и разборчивость вокала, из-за “размытия” (уменьшения четкости) “взрывных” согласных звуков. Также ранние отражения, в которых отсутствует пре-задержка, взаимодействуя с сухим звуком, могут заметно изменять его тон. Некоторые плагины не имеют регулировки пре-задержки, либо она по-умолчанию равна 0. Если у ревера нет внутренней пре-задержки, всегда можно поставить перед ним любую, простейшую линию задержки.

    Совместное применение длинной и короткой реверберации

    “Короткая” реверберация (обычно менее секунды), не более 5–10 мс пре-задержки. Она делает звуки более “объемными” и заставляет их лучше смешиваться меж собой, помогает отрегулировать расстояние между источниками звука и слушателем. При этом, она не ведет себя как “слышимый” эффект, т.к. имеет очень короткий реверберационный “хвост” (многие звукорежиссеры называют этот эффект не реверберацией, а “окружением”). “Длинная” реверберация предназначена в первую очередь, для имитирования акустического пространства (места), где звучит микс. Она имеет большую продолжительность и, часто, большую “яркость”, с довольно большой пре-задержкой (30–70 мс), чтобы избежать отдаления звука от слушателя.

    Например, сухой “фоновый” звук, который должен находиться на заднем плане, будет нуждаться в большом количестве короткой реверберации. Она позволит отодвинуть его от слушателя. А вот ведущий вокал будет нуждаться лишь в очень небольшом ее количестве, только чтобы он казался принадлежащим этому же миксу. Возможно, обоим трекам будет необходимо небольшое количество длинной реверберации. Она поможет дать ощущение того, что оба они находятся в одном пространстве (зале, помещении).

    Если короткая реверберация не может “склеить” треки до того, как начнет быть явно слышимой, попробуйте еще больше сократить ее время или эквализировать ее возврат. Если же длинная реверберация черезчур отдаляет звуки, приберите высокие частоты, чтобы дистанцировать эффект к фону. Если при этом уменьшится четкость, отрегулируйте отношение между уровнем и длиной, а также покрутите high-pass-фильтр в возврате эффекта.

    Сколько нужно ревера и на какие инструменты

    Многие подсознательно сторонятся реверберации на басовом барабане и бас-гитаре. В такой ситуации реверберация может создать лишний гул в низах и низкочастотное “месиво”. Но, если небольшая реверберация помогает достичь лучшей гармонии ритм-секции с остальными партиями, то не стоит избегать ее. Однако, нужно тщательно контролировать любое “выпирание басов” в возврате эффекта и, при необходимости, срезать эквалайзером.

    Еще один тип инструментов, к которым я редко применяю реверберациею – это любой фоновый синтезаторный подклад. Пэды прекрасно ложатся в микс и без дополнительной помощи, поскольку имеют тенденцию создавать “звуковое одеяло”. Даже большое количество реверберации будет здесь практически незаметно. Если клавишный подклад находится слишком близко к слушателю – эффективнее отдалить его не с помощью ревера, а прибрав высокие частоты.

    Важно понять, что лучше не “доложить” реверберации, чем “переложить”. Когда будете делать динамическую обработку микса (как на стадии сведения, так и на стадии мастеринга), помните, что компрессия имеет тенденцию усиливать звучание низкоуровневых деталей в миксе, таких как хвосты реверберации. Настраивайте уровень эффекта так, чтобы он был заметен только тогда, когда его нет – т.е. когда эффект работает, его как бы и не слышно, но если его байпасить – то сразу кажется, что чего-то не хватает.

    Когда настраиваете уровни реверберации для различных треков, воспользуйтесь приемом, который часто используют звукорежиссеры. Они временно заглушают самые “громкие” треки (барабаны, бас и/или ведущий вокал). Это позволяет услышать возможный дисбаланс реверберации среди второстепенной инструментовки.

    Применение задержки вместо реверберации

    Задержка (дилэй) – более простой эффект, чем реверберация. Для регулировки, чаще всего, доступно только время задержки (расстояние между повторами) и уровень обратной связи (количество повторов). Возможно, именно из-за этой простоты, многие музыканты игнорируют ее, когда дело доходит до сведения. Возможно, они просто не хотят неприятного “эхо-эффекта”. Зря! Ведь задержка не менее полезна, чем реверберация, для склеивания всех инструментов в миксе. Она позволяет добиться единства без любых очевидных реверберационных хвостов, давая индивидуальным звукам более откровенное, более отчетливое и менее “обработанное” звучание. К тому же, она способствует большей прозрачности микса, ибо не заполняет все промежутки в стереополе, как это часто делает реверберация.

    Как и в случае с реверберацией, чтобы сплотить микс, вы можете использовать только один эффект задержки. Но применение пары контрастирующих эффектов облегчает получение быстрых и качественных результатов. Первый эффект – это короткая slapback-задержка (время задержки 50–100 мс и нулевая обратная связь). Второй – более длинная задержка, с некоторой обратной связью и временем, синхронизированным с темпом проекта. Первая задержка работает как очень короткая реверберация, но остерегайтесь посылать на нее слишком высокие уровни с перкуссионных/ударных инструментов, это может создать эффект форшлага, интерферирующего с ритмическим пульсом песни. А длинная задержка синхронизирована с темпом, и очень естественно укладывается в микс, создавая такую же теплоту и сустейн, как и длинная реверберация, но не добавляет избыточного пространства.

    Задержка, как и реверберация, также извлекает выгоду из разумной эквализации. К ней можно (и нужно) применять те же самые принципы частотной коррекции.

    Автоматизация эффектов

    automation

    В современных треках уровни эффектов не являются статическими. Они приспосабливаются под изменениям в аранжировке, чтобы подчеркнуть “динамичность” микса. Т.е. баланс задержек и реверберации, выстроенный вами для припевов, не обязательно будет соответствовать контрастирующей аранжировке куплетов. Автоматизация может использоваться, чтобы в одних тактах выдвинуть какие-то вещи к слушателю, а в других – отправить их обратно. Это делает музыку более интересной.

    Совместное использование эффектов

    У многих звукорежиссеров имеется свой “шаблон” стандартных эффектов, которые они пробуют прежде, чем приступить к сведению. Две пары эффектов, описанных выше, могут стать и для вас таким универсальным набором и использоваться совместно.

    Настройте четыре send-эффекта: короткую (окружающую) и длинную реверберацию, короткую и длинную задержку. Это будет отправной точкой, теперь вы сможете послать сигналы с любых треков эти эффекты, для создания единого микса.

    Если вы сводите “живую” потрековую запись ансамбля (она нуждается лишь в небольшом дополнительном “склеивании”) – отдайте предпочтение короткой реверберации и задержке. Для электронных и прочих “не совсем живых” стилей можно использовать более длинные варианты эффектов. А если в треке уже есть необходимый пространственный характер (или он должен казаться очень близким), но ему не хватает полноты звучания – отдайте приоритет задержке. Эквалайзер после каждого эффекта облегчит процесс формирования звука, соответствующего миксу.

    Использованы материалы журнала “Sound on Sound”

  • Какао, цены на капсулы кофе в москве.

    3 комментариев »

    1. Спасибо, статья очень полезная! Для полной сути, можно добавить пункт – как высчитывается пре задержка относительно темпу.
      К примеру вот что нашел в другой статье, в которой не было того что есть у вас и в точности на оборот))) сори за бла бла бла , вот:
      Правила для размещения инструмента в пространстве:

      1. Нужно чтобы каждый эффект процессор работал в темп песне.
      2. Берём темп нашей композиции, например 128 (часто используется в хаус треках). Необходимо число 60000 (количество милисекунд в минуте) поделить на наш темп – 128 ударов в минуту… проделав эту операцию получаем число 468 (можете проверить это значение прямо сейчас на своих ревербераторах, выставив темп 128 ударов для трека, и настроив значение пре-делэй на ревербе 468). От этого значения мы будем отталкиваться. Далее следует простое деление на 2 для вычисления всех задержек подходящих к нашему темпу. 468 делим на 2, получаем 234. 234 делим на 2, получаем 117… и так далее. у нас появятся значения: 234, 117, 59, 28, 14, 7… задержки которые будут как влитые ложится в темп 128 ударов.

      Есть ещё два значения:
      - Тетверть с точкой… умножаем наше число 468 на 1,5 получаем 702… далее как и с предыдущим числом, делим 702 на 2… и получаем задержки в миллисекундах.
      - Триольная длительность… нужно умножить наше число 468 на 0,667, получаем 312… что также можем делить пополам для получения задержек.

      Комментарий by Дим — 24 Февраль 2010 @ 23:36

    2. Ну… для меня ето слишком сложно :)
      на железных дилеях (обычно) есть кнопка tap
      нажал два раза и всё само подстроилось под темп
      софтовые вроде сами подстраиваются под bpm

      Комментарий by admin — 25 Февраль 2010 @ 15:28

    3. Спасибо вам! Очень хорошая статья. Помогла мне сориентироваться в нужном направлении. А эффект с коротким дилеем просто отпад. Не нарадуюсь! )))

      Комментарий by Прохожий — 20 Март 2012 @ 20:24

    RSS лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

    Оставить комментарий

    Rambler's Top100